Меню
16+

Администрация Ленинского муниципального района Волгоградской области

15.03.2013 14:25 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

15 Марта - Всемирный день защиты прав потребителей.docx

Что делать покупателю, если он пришел в магазин с товаром из другого магазина.

Да, действительно, особенно в больших сетевых магазинах, покупатель оказывается перед выбором — либо сдать свои вещи, либо идти в другой более мелкий магазин или на рынок.

Итак, рассмотрим ситуацию, когда покупатель приходит в крупный магазин с товаром, приобретённым в другом магазине. При этом охранник магазина не пропускает покупателя в торговый зал с сумкой, понуждая оставить сумку в шкафчиках для хранения или упаковать её в индивидуальный пакет, который затем герметично закрывают.

Попробуем разобраться, насколько правомочны при этом действия охранника в частности и администрации магазина вообще, и как защитить в данном случае свои права потребителю? Кто несёт ответственность за оставленные вещи в шкафчиках для хранения, — а эти самые шкафчики зачастую не просто не вызывают доверия на вид, но иногда ещё имеют прозрачные дверцы и, мягко говоря, «хлипкие» замочки — администрация магазина или сам потребитель?

Согласно действующему законодательству, покупатель имеет полное право пройти в торговый зал со своей сумкой или «мешком» любого размера. Сдавать или не сдавать в камеру хранения личные вещи — это личное дело каждого покупателя. Принудить к этому ни администрация, ни служба безопасности магазина не могут.

Считается, что когда потребитель сдаёт свою сумку на хранение (в добровольном порядке), он заключает с магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей.

Понуждая покупателя сдать сумку на хранение, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, прописанный в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Если работники магазина настаивают на сдаче вещей для хранения, а иначе не пускают в магазин, то потребитель вправе потребовать книгу отзывов и предложений и оставить в ней соответствующую запись. Отказывая во входе в магазин, нарушается принцип публичности договора (статья 246 Гражданского кодекса РФ), так как магазин не вправе отказать в продаже товара гражданину при наличии возможности продать соответствующий товар (занесённая в торговый зал сумка покупателя никоим образом не мешает совершению им покупки).

Потребитель же, в свою очередь, в соответствии с пунктом 42 письма Комитета РФ по торговле от 17.03.1994 №1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятий розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети», если всё-таки проходит в зал с вещами, обязан поставить в известность работников торгового зала о наличии у него товаров и предметов, приобретённых в другом магазине, аналогичных реализуемым в этом магазине.

После совершения покупки (при том, что покупатель прошёл в зал с  сумкой), при выходе из магазина, охранник может остановить покупателя, спросив при этом, не спрятал ли покупатель какой-либо товар в сумке. В данном случае охранник не имеет права производить досмотр вещей  покупателя. Максимально, что он может сделать — при наличии достаточных подозрений, что в сумке есть неоплаченный товар из этого магазина, — задержать покупателя до приезда сотрудников полиции.

В соответствии с пунктом 34 вышеуказанного письма Комитета РФ по торговле, работники торговых предприятий самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия приобретённых в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.

В большинстве случаев работники магазинов говорят, что за вещи, сданные для хранения, они ответственности не несут. Тем самым потребитель вводится в заблуждение. При сдаче вещей для хранения, потребитель заключает с магазином публичный договор хранения вещей. На основании главы 47 Гражданского кодекса РФ, договор хранения предполагает передачу вещи и её последующий возврат, а основная обязанность хранителя (в данном случае — магазина) — обеспечение сохранности имущества. В соответствии со статьёй 886 Гражданского кодекса РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной, и возвратить эту вещь в сохранности. При возмездном договоре хранения (который предполагается при сдаче вещей покупателя), по существу обязательства, в соответствии со статьёй 891 Гражданского кодекса РФ, администрация торгового предприятия обязана принять все необходимые меры (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.) для предотвращения возможной гибели имущества или его повреждения. При безвозмездном хранении хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах.

Согласно статье 892 Гражданского кодекса РФ, в случае, когда в результате повреждения качество вещи изменилось настолько, что она не может быть использована по первоначальному назначению, поклажедатель вправе от нее отказаться и потребовать от хранителя возмещения стоимости этой вещи, а также других убытков, если иное не предусмотрено законом или договором хранения.

Статья 902 Гражданского кодекса РФ   регламентирует ответственность хранителя, согласно которой при безвозмездном хранении убытки, причинённые поклажедателю (в данном случае — покупателю) утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:

- за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

- за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.

Учитывая вышесказанное, можно констатировать лишь одно — покупатель сам должен сделать выбор — оставлять ему вещь на хранение в шкафчике магазина или же пытаться доказать службе безопасности после совершения покупки, что товар, с которым он прошёл в торговый зал, приобретён не в этом магазине.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

55